14.06.2012
0

Илья Рашап

BOUTIQUE #7, июнь 2012

Илья Рашап работал с такими брендами, как Vogue, Glamour, Dior, Lancome, Armani, Avon, Braun, L’oreal, L’Occitane и др. Невероятно трудолюбивая творческая личность. Наблюдая за его работоспособностью, можно сделать вывод, что вечный двигатель найден. Он не отвечает на вопросы личного характера. Его интересует только одно: искусство фотографии. Интересно, что в детстве мечтал стать врачом, может быть, именно поэтому почти с анатомической точностью описывает строение человеческого тела.
47Boutique: Илья, вы яркий представитель творческой среды. Откуда черпаете вдохновение? Бывают ли моменты творческого кризиса, или это не про вас?
Илья: У меня их не бывает, потому что я не называю периоды, о которых вы говорите, творческими кризисами. Скорее, это этапы «перезагрузки». Бывают моменты когда пресыщаешься определенным стилем в фотографии, и тебе требуется новый взгляд, глоток свежего воздуха. Тогда вдохновение черпаю в образовании. И в глобальном смысле, — например, в изучении истории искусств, и в бытовом, — ловлю какие-то кадры, эмоции, лица, взгляды… Я могу все это не фотографировать, но подобный способ очень помогает эмоционально зарядиться. Нужно воспринимать мир вокруг себя как поток… На самом деле, если у фотографа какие-то проблемы с собственным
вдохновением, то он просто не тем делом занимается.

Boutique: Ваша любимая натура?

Илья: Человек. Как зритель могу оценить красивый пейзаж, но снимать буду только человека. Хочется все же сюжета, просто красоты — мало…

Boutique: Готовясь к интервью, просматривала ваши работы. Заметила, что чаще натурой является женщина.

Илья: Да, чаще всего это женщина. Вообще, сейчас мне хочется снимать более реальных людей. Не рафинированных моделей, а обычных людей. Настоящих. Но это, конечно, уже гораздо сложнее в организации, нежели работа с профессиональными моделями. Нужны спланированные постановочные съемки. Люди с улицы для таких
фотосъемок не подойдут — не тот у нас менталитет. Поэтому приглашаются, например, актеры театров.

Boutique: Случалось, что люди были недовольны вашей работой?

Илья: Если человек заказывает у меня фотосъемку, то он, как правило, уже в курсе основной стилистики работ, поэтому обычно непонимания не возникает. Если есть разногласия по поводу конечного результата, значит, неправильно проведена подготовка к работе. Обычно для себя очень точно определяю, что мы хотим получить в итоге
и уже с полным пониманием технической задачи выполняю свою работу.

Boutique: Все-таки для вас фотография это коммерческий проект или творческий процесс?

Илья: Однозначно второе. Сейчас для меня это еще и источник дохода. Но так было не всегда. Долгое время я снимал для себя, зарабатывая на жизнь абсолютно другой профессией. Фотография в первую очередь — творчество, а уже во вторую — деньги. Конечно, я обращаю внимание на материальную сторону вопроса, но творческая
составляющая всегда превалирует. Честно говоря, я очень амбициозен в творческом плане. В плане денег — гораздо меньше.

Boutique: Как считаете, кто ваш зритель? Какие люди следят за вашим творчеством?

Илья: Это разные люди. Как по возрасту, так и по своему социальному положению. Я занимаюсь очень разной фотографией, поэтому и аудитория неоднородна.

48Boutique: Как вы относитесь к рекламным фотосессиям?

Илья: Я не люблю снимать для рекламы. По многим причинам. Учитывая специфику формирования бюджета съемок в России, такая работа не выгодна фотографу с материальной точки зрения. В плане творчества рекламная съемка для меня тоже не очень привлекательна, потому что по-настоящему интересных идей «протолкнуть» все равно не дадут. Среднестатистический заказчик принижает способности собственной целевой аудитории, считая что «они этого не поймут». Именно поэтому прямая реклама мне неинтересна. Зато нравятся работы, на которые люди идут в качестве имиджевого шага. Как правило, это дорогостоящие проекты, к ним проводится тщательная подготовка. Эти проекты заманчивы для фотохудожника.

Boutique: Вам приходится работать с известными личностями. Как прокомментируете свой опыт работы со звездами?

Илья: Подобные съемки сродни рекламным. Фото для обложки не предполагает серьезной творческой работы. Все проходит в довольно стандартном режиме. У меня бывают бесплатные съемки, которые действительно увлекают меня как фотохудожника. Фотография знаменитостей к этим увлечениям не относится. (Улыбается). Некоторые звезды считают, что для них фотосессия должна быть бесплатной, что их фото в моем профессиональном портфолио играют крайне важную роль. Это
не так. Прежде всего потому, что они почти никогда не заказывают ничего интересного по сюжету. А жаль.

Boutique: Каков на ваш взгляд уровень фотоискусства в России вообще и в регионах в частности?

Илья: Если речь о массовой фотографии, то в России ею занимаются на том уровне, который на Западе был лет пятнадцать назад. И я думаю, к сожалению, в ближайшем будущем ситуация кардинально не изменится. У нас фотографию воспринимают, прежде всего, как источник дохода. Все сводится к ремесленничеству. В принципе, в ремесленничестве тоже ничего плохого нет, но к развитию фотографии как вида искусства это не имеет ни малейшего отношения. Искусством должны заниматься люди, которые ставят во главу угла творчество.

Boutique: Может ли что-то повлиять на ускорение процесса? Как выйти на другой уровень профессионализма?

Илья: Сначала нужно изменить отношение. Нужно, чтобы люди перестали считать фотографию работой-мечтой, потому что есть работа, а есть мечта. Это совершенно разные вещи. Я же, мечтая работать, например врачом-хирургом, но таковым не являясь, не пойду оперировать людей… Так и фотограф должен многому научиться, в первую очередь стать мастером, достичь чего-то значимого в этой области, а уже потом заниматься профессиональной деятельностью и брать за свою работу деньги.

Boutique: Что можете посоветовать начинающему фотографу?

Илья: Получать образование. Причем, как у нас в стране, так и за рубежом. Знакомиться с мировым опытом, грубо говоря, — «вылезать из болота». Стараться не быть заложником постсовкового менталитета. Развиваться. Ставить глобальные цели. Стремиться выходить далеко за пределы родного города. Если вы начнете делать что-то интересное, то вас обязательно заметят.

Комментариев: 0

Оставить комментарий

>